Російська мова, 9 клас. 08.05.2020

Тема: Сочинение-рассуждение дискуссионного характера.
ОГЭ Сочинение о рассуждении как типе речи - online presentation
ОГЭ Сочинение о рассуждении как типе речи - online presentation
Рассуждение - 1)умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме; 2) высказывание, 
обсуждение(С.И. Ожегов . Толковый словарь русского языка.)

Дискуссия - спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе.

Дискутировать - обсуждать что-нибудь, участвуя в дискуссии.

Диспут - публичный спор на научную или общественно важную тему.

Актуальный - важный , существенный для настоящего момента.

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи); лексикой (употребляется больше слов, обозначающих отвлечённые понятия).
Рассуждение - очень важный тип речи, который содержит убеждение, доказательство, логическое мышление, выводы.
Важно уметь путем рассуждения вступать в полемику; уметь опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны вести дискуссию, призывный диалог.
Часто для перечисления аргументов используются вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, по-моему, наконец, итак, следовательно, таким образом.
Широко используются союзы: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как.


 Сегодня мы с вами будем писать текст-рассуждение на дискуссионную тему. Проведём сначала подготовительную работу.
А теперь перейдём ближе к проблеме, на которую я предлагаю вам рассуждать в сочинении.
В нашем языке много разных слов, называющих тех, с кем ежедневно сталкивает каждого из нас жизнь:
приятель,
одноклассник,
друг,
знакомый,
сослуживец,
товарищ.

Попробуем разобраться, какой смысл мы вкладываем в эти слова, всегда ли понимаем, что значат эти слова, и всегда ли одно и то же слово имеет одинаковое значение для разных людей.
1) Определите значение этих слов: друг, знакомый, приятель, одноклассник, товарищ, сослуживец.
2) Можем ли мы считать их синонимами? Почему?
3) Расположите эти слова в порядке усиления близости отношений.
знакомый
одноклассник, сослуживец
приятель
товарищ
друг
4) Почему слово друг последнее в этом ряду?
Понятие друг вмещает в себя не только оттенки лексического значения всех предыдущих слов, но и является самым ёмким как по эмоциональной окраске, так и по нравственным критериям.

 Кто такой друг? Кого мы можем назвать другом?
«Друга не нужно просить не о чём,
С ним не страшна беда.
Друг – это третье моё плечо,
Будет со мной всегда...»
Может быть, эти строчки и есть та мера, тот критерий, по которому мы можем определить, друг ли рядом с тобой?
Давайте вдумаемся в эти слова:
«Друга не нужно просить не о чём...». Почему?
Потому что он всегда понимает, что тебе нужна помощь ― по взгляду, по настроению, по голосу.
«Друг это третье мое плечо...» ― что это означает?
Плечо – это опора, поддержка, помощь. И когда нам трудно, он всегда готов подставить своё плечо, т. е. помочь делом, словом, советом, взять на себя часть твоей ноши, твоих проблем.
У Омара Хайяма, восточного поэта, философа, мыслителя, жившего в средние века, есть удивительные строки:
«Хороший друг бежит, не дожидаясь зова,
Когда беда у тебя.
А друг плохой бежит, когда готова
Еда у тебя».

А как Вы думаете, дружба между людьми возникает сама по себе, неожиданно, или мы долго идем к дружбе, выбираем друзей?

Хочу предложить Вам следующий текст.
Как и с кем мы ищем дружбы?[К сожалению, чаще всего с теми], (кто духовно равен нам или в чём-то ниже нас). На этом удобном принципе – пощадить, с одной стороны, своё самолюбие, а с другой – самоутвердиться без особых перемен в себе – строятся многие наши отношения.


Можно ли научиться дружить, быть хорошим другом, или это дар свыше?

Можно, но для этого нужно многое в себе переделать: отказаться от самовлюбленности, от своих притязаний на лидерство, от чувства зависти и ревности. Но самое главное, как нежное растение, выращивать в себе такие качества, как доброта, отзывчивость, самоотверженность, верность. Справиться с такими задачами не каждому под силу, но к этому нужно стремиться. И ещё. Я думаю, что если ты сам не способен к настоящей дружбе, то никогда не будешь иметь настоящих друзей.

 Определим, какие жанры можно использовать для написания сочинения-рассуждения.

1) «Письмо к другу».
Если выбираем этот жанр, то какой стиль речи будем использовать? (Разговорный)
Каковы его стилистические особенности? (Простые предложения, обращения, глаголы первого и второго лица, допустимы просторечные выражения)

2) «Статья в газету» или «Пост в блоге, в аккаунте»
Стиль – публицистический. Сложные предложения, в составе которых – односоставные: неопределенные личные, безличные. Эти предложения будут осложнены обособленными оборотами. Вводными конструкциями. Обязательно использование вопросительных, восклицательных предложений, возможно риторические вопросы. Лексика публицистическая.

3) Рассказ.
Стиль ― повествовательный.

4) Дискуссия с вымышленным собеседником.
Предполагает использование прямой речи.

Каких ошибок необходимо избегать при написании сочинения-рассуждения?

― не должна быть нарушена структура рассуждения: тезис (кратко сформулированная основная мысль, мнение) – аргумент (доказательство, подтверждающее правильность этого мнения) – вывод. Если заявлено два тезиса, то оба необходимо раскрыть, аргументировать и сделать вывод.
― факты должны быть убедительны и подтверждать именно выдвинутый тезис, а не что-то другое.
― между тезисом и аргументом должна быть логическая и грамматическая связь
― стиль: если употребляем «во-первых» (либо «с одной стороны») то должно быть и «во-вторых» (либо «с другой стороны»).
Кроме того, в сочинении–рассуждении не обойтись без использования специальных таких «словесных формул», как:
― я тоже думаю, что…
― я согласен с тем, что …
― обычно говорят…
― многие думают (многие уверены)…
― могу сказать…
― нетрудно заметить…
Задание: написать сочинение-рассуждение на одну из тем. В какой форме вы напишите, решать вам! Удачи!

Примерные темы сочинения-рассуждения:
«Роль дружбы в жизни человека»
«Роль дружбы в моей жизни»
«Дружба в жизни человека»
«Несколько слов о дружбе»
«Мой друг … (имя)»
«Я и мои друзья»
«Кто такой друг»
«Друг познаётся в беде»

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Дистанційне навчання, 6 клас. Українська мова (07.04.2021)

Дистанційне навчання. Українська мова 5 клас (18.01.2021)

Дистанційне навчання 5 клас на 30.03 - 03.04