Дистанційне навчання 8 клас 30.03. - 03.04

Шановні батьки та учні 8 класу! Продовжуємо працювати дистанційно!






Українська мова

1. Поняття про відокремлені члени речення:
Другорядні члени відокремлюють:
— якщо цьому сприяє незвичайний порядок слів у реченні: В небі, чистім і прозорім, сонце сяє. (М. Рильський)
— якщо другорядний член вносить додаткове значення з відтінком причини або протиставлення: Стомлені в боях, люди йшли, тримаючись руками за полудрабки возів, і на ходу спали. (В. Козаченко)
— якщо другорядні члени поширюються словами внаслідок, завдяки, за умови, всупереч, на випадок, згідно з, відповідно до тощо: Завдяки розповідям Ференца, він добре уявляв собі внутрішнє розташування готелю/ (О. Гончар)
— якщо другорядні члени виражені дієприслівниковими або дієприкметниковими зворотами: В темряві показалися високі береги, заліплені бурунами. (В. Кучер)
Відокремлені другорядні члени речення бувають непоширені: Пішов степом, сіромаха, сльози утирає. (Т. Шевченко) і поширені: Тут, серед степової тиші, казка сама просилася в слова. (І. Цюпа)
Слід розрізняти уточнюючі члени речення й відокремлені. Уточнюючими називають члени речення, що мають додаткове значення, уточнене стосовно того члена речення, з яким вони зв’язані однією синтаксичною функцією.
Уточнюватися можуть не тільки другорядні, а й головні члени речення: Внизу, десь під самими вікнами, почувся гомін чужих голосів. (О. Гончар) Обидва, Діденко і Чумак, прислухались до шереху у передпокої. (А. Головко)
Презентация на тему: "Відокремлені члени речення. Відокремлення це ...

Відокремлений член речення - презентация онлайн
Робота з підручником: 
§ 31 теоретичний матеріал, виконайте вправи 312 (І, ІІ) завдання, 313.


Російська мова
1. Чтение молча.
Задание: читаем и отвечаем на вопросы:
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
Св. Сергий родился более шестисот лет назад. Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила собой почти столетие. Входя в него скромным мальчиком Варфоломеем, он ушел одной из величайших слав России...
Сергий жил во времена татарщины. Лично его она не тронула: укрыли леса радонежские. Но не пребыл к ней равнодушен. Отшельник, он спокойно, как все делая в жизни, поднял крест свой за Россию и благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
Родители Сергия, бояре ростовские Кирилл и Мария, жили просто, были люди тихие, спокойные, с крепким и серьезным складом жизни, никакой роскоши. Домашний быт был ближе к крестьянскому.
Семи лет Сергия (а тогда — Варфоломея) отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо, Варфоломею же наука не давалась. Как позже Сергий, маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчен и плачет одиноко, но вперед не двигается.
Однажды отец послал Варфоломея разыскивать пропавших жеребят. И встретил Варфоломей под дубом монаха, рассказал ему об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.
И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним — Варфоломей. Окончив, незнакомец благословил Варфоломея:
— Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей.
Когда дома Варфоломей начал читать псалмы, все были поражены, как он читает хорошо...
После смерти родителей Сергий решил воплотить в жизнь давний свой замысел — стать монахом. Вместе с братом они выбрали место в десяти верстах от города. Сложили из ветвей шалаш, потом срубили «калитку» и «церквицу». ...В сосновых лесах Сергий вырос, выучился ремеслу. Церковь, построенная братьями, получила имя Святой Троицы. Стефан, однако, не выдержал пустынной жизни и ушел в Москву, в Богоявинский монастырь, где жили легче. Варфоломей же в полном одиночестве продолжал свой подвиг...
Живший неподалеку игумен (настоятель монастыря) постриг Варфоломея в монахи под именем Сергия.
В это время слухи о его пустынничестве шли. И вот стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе. И принял он нескольких...
Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду, обувь.
И плотничал теперь уже отлично. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Несмотря на скудную пищу (хлеб и вода), был очень крепок.
Был первым и на службах. Службы начинались в полночь (полуночница), затем шли утреня, третий, шестой и девятый час. Вечером — вечерня. В промежутках частые молебные пения и молитва в келиях, работы в огородах, шитье одежды, переписывание книг и даже иконописание...
Так шли годы. Община жила неоспоримо под началом Сергия. Монастырь рос, сложнел и должен был оформиться. Сергий стал игуменом.
Постепенно слава о Сергиевом монастыре распространилась по стране. В Москве в это время княжил Дмитрий.
В Орде между тем выдвинулся Мамай, стал ханом... Мамай решил покончить с непокорным Дмитрием. Время для Дмитрия настало опасное, и он за благословением на страшный бой едет к Сергию.
Преподобный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой.
— Его ждет гибель,— сказал Сергий.— А тебя — помощь, милость, слава Господа. Иди, не бойся. Бог тебе поможет. Ты победишь.
Помощниками князю Сергий дал двух монахов: Пересвета и Ослябю. Воинами они были в миру и на татар пошли без шлемов, панцирей.
8-е сентября 1380 года! К полудню показались и татары. Дмитрий выехал драться лично, в передовой стычке. Таков обычай. Ранен не был, но доспех помяли. Тут же на зов татарского богатыря выехал Пересвет, давно готовый к смерти, и, схватившись с Челубеем, поразив его, сам пал.
Началась общая битва на гигантском по тем временам фронте в десять верст.
Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. Он говорил о ходе боя. Называл павших и читал заупокойные молитвы.
А в конце сказал: «Мы победили».
(605 сл.)                                   (По Б. Зайцеву)

Вопросы к тексту.
1. Почему Сергий — Радонежский?
А по имени монастыря, который он основал
Б это была его фамилия
В по местности, в которой он жил

2. Кто были родители Сергия?
А бояре
Б князья
В крестьяне

3. Как маленький Варфоломей реагировал на неудачи в учебе?
А огорчался и плакал
Б жил спокойно
В много молился

4. Как Варфоломей научился хорошо читать?
А ему помог брат
Б за него молился старец
В научился постепенно сам

5. Какое имя получила церковь, построенная братьями?
А Богоявленская
Б Святого Сергия
В Святой Троицы

6. Сколько служб служили за день в церкви?
А шесть
Б пять
В четыре

7. Как называлась первая служба в церкви?
А утреня
Б вечерня
В полунощница

8. Кто такой игумен?
А монах-молчальник
Б настоятель монастыря
В монах-затворник

9. Какими главными качествами обладал Сергий?
А сила воли и мужество
Б трудолюбие и боголюбие
В упорство и старание

10. Почему князь Дмитрий выехал драться лично?
А таков был обычай
Б таков был совет Сергия
В хотел показать, что победа будет за ним

11. Какова судьба Пересвета?
А ранен не был, но доспех помяли
Б был тяжело ранен
В был убит

12. Какой была жизнь Сергия?
А тихая, спокойная и серьезная
Б спокойная, чистая и святая
В трудная, суровая и святая

2. Косвенная речь, как способ передачи чужой речи. Замена прямой речи косвенной.
Презентация "Прямая и косвенная речь Знаки препинания в них ...

Способы передачи чужой речи в русском языке

СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ

Когда говорящий в процессе речевой деятельности производит текст, может возникнуть потребность передать чужую речь, включить ее содержание в информацию.
Чужая речь — это речь другого лица по отношению к говорящему. Состоявшаяся ранее чужая речь (а также собственная) может быть передана говорящим различными способами. С помощью делиберативного объекта (дополнения) при глаголах речи- мысли в простом предложении передается тема чужой речи: Отец рассказал мне о своей поездке в Петербург. Посредством объектного инфинитива в осложненном простом предложении выражается общее содержание чужой речи — волеизъявление: Я просила его быть аккуратным (В.).
Прямая речь — это буквальная передача чужой речи: "Кто же твоя мама?" — спросил Потапов девочку (Пауст.).
Максимально полная передача содержания чужой речи, но без сохранения ее формы и стиля достигается с помощью косвенной речи: Потапов спросил девочку, кто её мама.

Прямая и косвенная речь

Прямая речь — это особое синтаксическое образование, способ дословной передачи чужой речи. Она состоит из слов автора (ввода) и чужой речи, которые различаются по функции
и по стилю: Кто-то сказал: "Многие одержимы страстью писать книгино редкие стыдятся их потом" (М. Г.).
Конструкция прямой речи не представляет собой сложного предложения, не имеет четких грамматических показателей. Скрепляющим элементом являются вводящие глаголы речи- мысли, при которых позицию делиберативного объекта замещает чужая речь (ср.: сказал правдупроизнёс речь).
Структурно прямая речь различается взаимным расположением ввода и чужой речи: Рассмотрев котаРувим задумчиво спросил: "Что же нам с ним делать?" "Выдрать", — сказал я. "Не поможет, — сказал Лёнька. — У него с детства характер такой" (Пауст.). Пунктуация при прямой речи отражает это различие частей: они отделяются двоеточием или тире, чужая речь выделяется кавычками (или тире).
Прямая речь имеет сложную пунктуацию. Главная ее задача — по-разному обозначить слова автора и чужую речь. Постановка знаков препинания зависит от взаимного расположения двух частей:
  • 1) если слова автора стоят впереди, то после них ставится двоеточие, чужая речь заключается в кавычки: Рассмотрев котаРувим задумчиво спросил: "Что же нам с ним делать?"]
  • 2) если впереди стоит чужая речь, то она заключается в кавычки, а после нее ставится тире; чужая речь завершается одним из знаков конца предложения (вопросительный/восклицательный знак, многоточие), а повествовательное простое предложение чужой речи отделяется от следующих слов автора запятой и тире: "Где же твоя мама?" — спросил Потапов девочку (Пауст.); "Про тёлку это я вам выдумал", — сказал мальчик после долгого молчания (Пауст.);
  • 3) если слова автора находятся в середине и прерывают чужую речь, то они выделяются с двух сторон запятой и тире, а вторая часть чужой речи пишется со строчной буквы: "Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов, — проговорил Аркадий— и я ничем не занимаюсь" (Т.). Если чужая речь не разрывается, то после нее ставится вопросительный/восклицательный знак или запятая, слова автора выделяются тире и после них ставится точка, а вторая часть чужой речи пишется с прописной буквы: "Иван Андреич! — позвал кто-то из соседней комнаты. — Вы дома?" (Ч.)
Косвенная речь — это способ передачи чужой речи от лица говорящего, автора. В отличие от прямой речи здесь чужая речь меняется, из нее устраняются все слова и формы, которые указывают на лицо — автора этой речи и на лицо-адресата (собеседника). Ср.: "Где же твоя мама?" — спросил Потапов девочку. (Пауст.) —> Потапов спросил девочкугде её мама — в пря
мой речи местоимение твоя указывает на адресата, в косвенной речи оно заменяется местоимением её.
Косвенная речь имеет форму сложноподчиненного предложения, в котором слова автора представляют собой главную часть, а чужая речь передана в виде придаточной. Это изъяснительные предложения с придаточными дополнительными.
Перестройка прямой речи в косвенную делается по определенным правилам:
  • 1) форма 1-го лица глагола заменяется формой 3-го лица;
  • 2) личные местоимения 1—2-го лица, а также притяжательные мой, твой заменяются местоимением 3-го лица (или употребляется существительное);
  • 3) если чужая речь представляет собой побудительное предложение, то форма повелительного наклонения заменяется формой сослагательного наклонения (с союзом чтобы);
  • 4) если чужая речь — вопросительное предложение, то вопросительное местоимение (или наречие) становится относительным, т.е. употребляется как союзное слово: Потапов спросил девочку, где её мама; а при отсутствии вопросительных местоимений или наречий в косвенную речь вводится ли в качестве подчинительного союза:
Я спросил брата"Ты принёс книгу?" —" Я спросил братапринёс ли он книгу;
"Шесть часов сижу здесь", — объявил Мамаев, взглянув на золотые часы. (М. Г.) —> Мамаев объявилчто сидит здесь шесть часов;
"А снасть-то где?" — вдруг спросил Гаврила, беспокойно оглядывая лодку. (М. Г.) —> Гаврила вдруг спросил, где снасть.
При замене прямой речи косвенной стиль чужой речи "сглаживается": изменяется порядок слов, опускаются частицы эмоционального значения (например, же, -то), междометия, а также обращения, вводные слова. Ср.:
"Добро, — сказала комендантша, — так и быть, отправим Машу". (П.) —> Комендантша сказала, что отправит Машу;
"А как вы попали ночью в лес, наша спасительница?" — шутливо спросил Зуев. (Пауст.) —" Зуев шутливо спросил, как она попала ночью в лес (в косвенной речи оказывается "ненужным" слово шутливо, которое в тексте связано с шутливым обращением паша спасительница).
Замена прямой речи косвенной невозможна, если чужая речь представляет собой эмоциональное восклицательное предложение: Старик шёл и, спотыкаясь о травы, повторял"Какой аромат, граждане, какой упоительный аромат!" (Пауст.) Кроме того, косвенная речь строится только с глаголами говорения (ото значение должно быть основным, прямым): "Что скалишь зубы-то?" - с яростью захрипел Захар (Гонч.) — перестройке в косвенную речь препятствует глагол захрипел.

Работа с учебником: § 55 - 57. Выполнить упражнения 368, 373.


Українська література
1. Ознайомитися з біографією Ніни Бічуї за посиланнями: http://litakcent.com/2013/01/28/nina-bichuja-u-misti-ja-isnuju-j-ne-znaju-chy-mohla-by-isnuvaty-poza-nym/https://www.ukrlib.com.ua/bio/author.php?id=321Основне виписати.
2.  Читаємо повість "Шпага Славка Беркути". С. 154, 5 -10 завдання письмово.
          Літературний паспорт твору "Шпага Славка Беркути":
Автор твору: Ніна Бічуя.
Жанр: психологічна повість.
Тема: розповідь про життя школярів-семикласників та перипетії між ними.
Ідея: дружба - велика цінність; засудження підлості, лицемірства.
Місце, де розгортаються події: Львів.
Час, коли розгортаються події: зима.
Сюжетні лінії: лінія Юлька - Слави, лінія Юлька - Лілії.
Проблематика: проблема суспільства та особистості, одиноких дітей, стосунків батьків з дітьми, справжньої дружби, розчарування життя, підлості і порядності.
Головні герої: Славко Беркута, Юлько Ващук, Ліля Теслюк і Стефко Вус.
                                                            Композиція твору:
Експозиція: роздуми про справжню дружбу.
Зав'язка: Розповідь про центральних персонажів твору.
Розвиток дії: життя (навчання, хобі) центральних персонажів.
Кульмінація: суд на Славком та вирок.
Розв'язка: добро перемагає зло.

3.  Напишіть твір-роздум "Без дружби життя неповноцінне", використавши приклади з повісті Н. Бічуї "Шпага Славка Беркути"(обсяг 2 сторінки).

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Дистанційне навчання, 6 клас. Українська мова (07.04.2021)

Дистанційне навчання. Українська мова 5 клас (18.01.2021)

Дистанційне навчання 5 клас на 30.03 - 03.04