Дистанційне навчання 8 клас 30.03. - 03.04
Шановні батьки та учні 8 класу! Продовжуємо працювати дистанційно!
Українська мова
1. Поняття про відокремлені члени речення:
Другорядні члени відокремлюють:
— якщо цьому сприяє незвичайний порядок слів у реченні: В небі, чистім і прозорім, сонце сяє. (М. Рильський)
— якщо другорядний член вносить додаткове значення з відтінком причини або протиставлення: Стомлені в боях, люди йшли, тримаючись руками за полудрабки возів, і на ходу спали. (В. Козаченко)
— якщо другорядні члени поширюються словами внаслідок, завдяки, за умови, всупереч, на випадок, згідно з, відповідно до тощо: Завдяки розповідям Ференца, він добре уявляв собі внутрішнє розташування готелю/ (О. Гончар)
— якщо другорядні члени виражені дієприслівниковими або дієприкметниковими зворотами: В темряві показалися високі береги, заліплені бурунами. (В. Кучер)
Відокремлені другорядні члени речення бувають непоширені: Пішов степом, сіромаха, сльози утирає. (Т. Шевченко) і поширені: Тут, серед степової тиші, казка сама просилася в слова. (І. Цюпа)
Слід розрізняти уточнюючі члени речення й відокремлені. Уточнюючими називають члени речення, що мають додаткове значення, уточнене стосовно того члена речення, з яким вони зв’язані однією синтаксичною функцією.
Уточнюватися можуть не тільки другорядні, а й головні члени речення: Внизу, десь під самими вікнами, почувся гомін чужих голосів. (О. Гончар) Обидва, Діденко і Чумак, прислухались до шереху у передпокої. (А. Головко)
Робота з підручником:
§ 31 теоретичний матеріал, виконайте вправи 312 (І, ІІ) завдання, 313.
Російська мова
1. Чтение молча.
Задание: читаем и отвечаем на вопросы:
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
Св. Сергий родился более шестисот лет назад. Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила собой почти столетие. Входя в него скромным мальчиком Варфоломеем, он ушел одной из величайших слав России...
Сергий жил во времена татарщины. Лично его она не тронула: укрыли леса радонежские. Но не пребыл к ней равнодушен. Отшельник, он спокойно, как все делая в жизни, поднял крест свой за Россию и благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
Родители Сергия, бояре ростовские Кирилл и Мария, жили просто, были люди тихие, спокойные, с крепким и серьезным складом жизни, никакой роскоши. Домашний быт был ближе к крестьянскому.
Семи лет Сергия (а тогда — Варфоломея) отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо, Варфоломею же наука не давалась. Как позже Сергий, маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчен и плачет одиноко, но вперед не двигается.
Однажды отец послал Варфоломея разыскивать пропавших жеребят. И встретил Варфоломей под дубом монаха, рассказал ему об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.
И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним — Варфоломей. Окончив, незнакомец благословил Варфоломея:
— Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей.
Когда дома Варфоломей начал читать псалмы, все были поражены, как он читает хорошо...
После смерти родителей Сергий решил воплотить в жизнь давний свой замысел — стать монахом. Вместе с братом они выбрали место в десяти верстах от города. Сложили из ветвей шалаш, потом срубили «калитку» и «церквицу». ...В сосновых лесах Сергий вырос, выучился ремеслу. Церковь, построенная братьями, получила имя Святой Троицы. Стефан, однако, не выдержал пустынной жизни и ушел в Москву, в Богоявинский монастырь, где жили легче. Варфоломей же в полном одиночестве продолжал свой подвиг...
Живший неподалеку игумен (настоятель монастыря) постриг Варфоломея в монахи под именем Сергия.
В это время слухи о его пустынничестве шли. И вот стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе. И принял он нескольких...
Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду, обувь.
И плотничал теперь уже отлично. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Несмотря на скудную пищу (хлеб и вода), был очень крепок.
Был первым и на службах. Службы начинались в полночь (полуночница), затем шли утреня, третий, шестой и девятый час. Вечером — вечерня. В промежутках частые молебные пения и молитва в келиях, работы в огородах, шитье одежды, переписывание книг и даже иконописание...
Так шли годы. Община жила неоспоримо под началом Сергия. Монастырь рос, сложнел и должен был оформиться. Сергий стал игуменом.
Постепенно слава о Сергиевом монастыре распространилась по стране. В Москве в это время княжил Дмитрий.
В Орде между тем выдвинулся Мамай, стал ханом... Мамай решил покончить с непокорным Дмитрием. Время для Дмитрия настало опасное, и он за благословением на страшный бой едет к Сергию.
Преподобный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой.
— Его ждет гибель,— сказал Сергий.— А тебя — помощь, милость, слава Господа. Иди, не бойся. Бог тебе поможет. Ты победишь.
Помощниками князю Сергий дал двух монахов: Пересвета и Ослябю. Воинами они были в миру и на татар пошли без шлемов, панцирей.
8-е сентября 1380 года! К полудню показались и татары. Дмитрий выехал драться лично, в передовой стычке. Таков обычай. Ранен не был, но доспех помяли. Тут же на зов татарского богатыря выехал Пересвет, давно готовый к смерти, и, схватившись с Челубеем, поразив его, сам пал.
Началась общая битва на гигантском по тем временам фронте в десять верст.
Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. Он говорил о ходе боя. Называл павших и читал заупокойные молитвы.
А в конце сказал: «Мы победили».
(605 сл.) (По Б. Зайцеву)
Вопросы к тексту.
1. Почему Сергий — Радонежский?
А по имени монастыря, который он основал
Б это была его фамилия
В по местности, в которой он жил
2. Кто были родители Сергия?
А бояре
Б князья
В крестьяне
3. Как маленький Варфоломей реагировал на неудачи в учебе?
А огорчался и плакал
Б жил спокойно
В много молился
4. Как Варфоломей научился хорошо читать?
А ему помог брат
Б за него молился старец
В научился постепенно сам
5. Какое имя получила церковь, построенная братьями?
А Богоявленская
Б Святого Сергия
В Святой Троицы
6. Сколько служб служили за день в церкви?
А шесть
Б пять
В четыре
7. Как называлась первая служба в церкви?
А утреня
Б вечерня
В полунощница
8. Кто такой игумен?
А монах-молчальник
Б настоятель монастыря
В монах-затворник
9. Какими главными качествами обладал Сергий?
А сила воли и мужество
Б трудолюбие и боголюбие
В упорство и старание
10. Почему князь Дмитрий выехал драться лично?
А таков был обычай
Б таков был совет Сергия
В хотел показать, что победа будет за ним
11. Какова судьба Пересвета?
А ранен не был, но доспех помяли
Б был тяжело ранен
В был убит
12. Какой была жизнь Сергия?
А тихая, спокойная и серьезная
Б спокойная, чистая и святая
В трудная, суровая и святая
2. Косвенная речь, как способ передачи чужой речи. Замена прямой речи косвенной.
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ
Когда говорящий в процессе речевой деятельности производит текст, может возникнуть потребность передать чужую речь, включить ее содержание в информацию.
Чужая речь — это речь другого лица по отношению к говорящему. Состоявшаяся ранее чужая речь (а также собственная) может быть передана говорящим различными способами. С помощью делиберативного объекта (дополнения) при глаголах речи- мысли в простом предложении передается тема чужой речи: Отец рассказал мне о своей поездке в Петербург. Посредством объектного инфинитива в осложненном простом предложении выражается общее содержание чужой речи — волеизъявление: Я просила его быть аккуратным (В.).
Прямая речь — это буквальная передача чужой речи: "Кто же твоя мама?" — спросил Потапов девочку (Пауст.).
Максимально полная передача содержания чужой речи, но без сохранения ее формы и стиля достигается с помощью косвенной речи: Потапов спросил девочку, кто её мама.
Прямая и косвенная речь
Прямая речь — это особое синтаксическое образование, способ дословной передачи чужой речи. Она состоит из слов автора (ввода) и чужой речи, которые различаются по функции
и по стилю: Кто-то сказал: "Многие одержимы страстью писать книги, но редкие стыдятся их потом" (М. Г.).
Конструкция прямой речи не представляет собой сложного предложения, не имеет четких грамматических показателей. Скрепляющим элементом являются вводящие глаголы речи- мысли, при которых позицию делиберативного объекта замещает чужая речь (ср.: сказал правду, произнёс речь).
Структурно прямая речь различается взаимным расположением ввода и чужой речи: Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил: "Что же нам с ним делать?" "Выдрать", — сказал я. "Не поможет, — сказал Лёнька. — У него с детства характер такой" (Пауст.). Пунктуация при прямой речи отражает это различие частей: они отделяются двоеточием или тире, чужая речь выделяется кавычками (или тире).
Прямая речь имеет сложную пунктуацию. Главная ее задача — по-разному обозначить слова автора и чужую речь. Постановка знаков препинания зависит от взаимного расположения двух частей:
- 1) если слова автора стоят впереди, то после них ставится двоеточие, чужая речь заключается в кавычки: Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил: "Что же нам с ним делать?"]
- 2) если впереди стоит чужая речь, то она заключается в кавычки, а после нее ставится тире; чужая речь завершается одним из знаков конца предложения (вопросительный/восклицательный знак, многоточие), а повествовательное простое предложение чужой речи отделяется от следующих слов автора запятой и тире: "Где же твоя мама?" — спросил Потапов девочку (Пауст.); "Про тёлку это я вам выдумал", — сказал мальчик после долгого молчания (Пауст.);
- 3) если слова автора находятся в середине и прерывают чужую речь, то они выделяются с двух сторон запятой и тире, а вторая часть чужой речи пишется со строчной буквы: "Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов, — проговорил Аркадий, — и я ничем не занимаюсь" (Т.). Если чужая речь не разрывается, то после нее ставится вопросительный/восклицательный знак или запятая, слова автора выделяются тире и после них ставится точка, а вторая часть чужой речи пишется с прописной буквы: "Иван Андреич! — позвал кто-то из соседней комнаты. — Вы дома?" (Ч.)
Косвенная речь — это способ передачи чужой речи от лица говорящего, автора. В отличие от прямой речи здесь чужая речь меняется, из нее устраняются все слова и формы, которые указывают на лицо — автора этой речи и на лицо-адресата (собеседника). Ср.: "Где же твоя мама?" — спросил Потапов девочку. (Пауст.) —> Потапов спросил девочку, где её мама — в пря
мой речи местоимение твоя указывает на адресата, в косвенной речи оно заменяется местоимением её.
Косвенная речь имеет форму сложноподчиненного предложения, в котором слова автора представляют собой главную часть, а чужая речь передана в виде придаточной. Это изъяснительные предложения с придаточными дополнительными.
Перестройка прямой речи в косвенную делается по определенным правилам:
- 1) форма 1-го лица глагола заменяется формой 3-го лица;
- 2) личные местоимения 1—2-го лица, а также притяжательные мой, твой заменяются местоимением 3-го лица (или употребляется существительное);
- 3) если чужая речь представляет собой побудительное предложение, то форма повелительного наклонения заменяется формой сослагательного наклонения (с союзом чтобы);
- 4) если чужая речь — вопросительное предложение, то вопросительное местоимение (или наречие) становится относительным, т.е. употребляется как союзное слово: Потапов спросил девочку, где её мама; а при отсутствии вопросительных местоимений или наречий в косвенную речь вводится ли в качестве подчинительного союза:
Я спросил брата: "Ты принёс книгу?" —" Я спросил брата, принёс ли он книгу;
"Шесть часов сижу здесь", — объявил Мамаев, взглянув на золотые часы. (М. Г.) —> Мамаев объявил, что сидит здесь шесть часов;
"А снасть-то где?" — вдруг спросил Гаврила, беспокойно оглядывая лодку. (М. Г.) —> Гаврила вдруг спросил, где снасть.
При замене прямой речи косвенной стиль чужой речи "сглаживается": изменяется порядок слов, опускаются частицы эмоционального значения (например, же, -то), междометия, а также обращения, вводные слова. Ср.:
"Добро, — сказала комендантша, — так и быть, отправим Машу". (П.) —> Комендантша сказала, что отправит Машу;
"А как вы попали ночью в лес, наша спасительница?" — шутливо спросил Зуев. (Пауст.) —" Зуев шутливо спросил, как она попала ночью в лес (в косвенной речи оказывается "ненужным" слово шутливо, которое в тексте связано с шутливым обращением паша спасительница).
Замена прямой речи косвенной невозможна, если чужая речь представляет собой эмоциональное восклицательное предложение: Старик шёл и, спотыкаясь о травы, повторял: "Какой аромат, граждане, какой упоительный аромат!" (Пауст.) Кроме того, косвенная речь строится только с глаголами говорения (ото значение должно быть основным, прямым): "Что скалишь зубы-то?" - с яростью захрипел Захар (Гонч.) — перестройке в косвенную речь препятствует глагол захрипел.
Работа с учебником: § 55 - 57. Выполнить упражнения 368, 373.
Українська література
1. Ознайомитися з біографією Ніни Бічуї за посиланнями: http://litakcent.com/2013/01/28/nina-bichuja-u-misti-ja-isnuju-j-ne-znaju-chy-mohla-by-isnuvaty-poza-nym/, https://www.ukrlib.com.ua/bio/author.php?id=321. Основне виписати.
2. Читаємо повість "Шпага Славка Беркути". С. 154, 5 -10 завдання письмово.
Літературний паспорт твору "Шпага Славка Беркути":
Автор твору: Ніна Бічуя.
Жанр: психологічна повість.
Тема: розповідь про життя школярів-семикласників та перипетії між ними.
Ідея: дружба - велика цінність; засудження підлості, лицемірства.
Місце, де розгортаються події: Львів.
Час, коли розгортаються події: зима.
Сюжетні лінії: лінія Юлька - Слави, лінія Юлька - Лілії.
Проблематика: проблема суспільства та особистості, одиноких дітей, стосунків батьків з дітьми, справжньої дружби, розчарування життя, підлості і порядності.
Головні герої: Славко Беркута, Юлько Ващук, Ліля Теслюк і Стефко Вус.
Композиція твору:
Експозиція: роздуми про справжню дружбу.
Зав'язка: Розповідь про центральних персонажів твору.
Розвиток дії: життя (навчання, хобі) центральних персонажів.
Кульмінація: суд на Славком та вирок.
Розв'язка: добро перемагає зло.
3. Напишіть твір-роздум "Без дружби життя неповноцінне", використавши приклади з повісті Н. Бічуї "Шпага Славка Беркути"(обсяг 2 сторінки).
Коментарі
Дописати коментар