Дистанційне навчання 9 клас 30.03 - 03.04.
Уважаемые родители и ученики 9 класса! Продолжаем работать в режиме дистанционного обучения
1. Письменный отзыв о произведении искусства.
Задание: написать отзыв о произведении искусства.
2. Аудирование.
Работа с текстом: прочитать и ответить на вопросы
Маша
Весна пришла, как всегда, ранним утром. Появилась она на бревенчатой стене мезонина квадратом оранжевого и теплого на ощупь солнечного света. И не замеченная во время долгой зимы капля смолы в щели бревна заискрилась в это утро, как топаз.
— Пора! — сказал Тихон Петрович, поглядев на каплю, спрятав до зимы в стол незаконченную рукопись «Руководства» и начал разбирать семена, чтобы высадить их в плошки и расставить по всем подоконникам в теплом доме и на застекленном крыльце.
А потом в одну из апрельских ночей вздохнул лед на реке, а утром начался быстрый, как всегда, ледоход, и река разлилась на семь километров.
От весенней воды тянуло свежестью нефти и снега. По всем веткам береговой лозы уселись рядами пушистые седые шмели — молодые почки.
Пришел из областного города первый пароход. Тихон Петрович поехал на нем в город по делам питомника, а кстати и за кое-какой рассадой. До города было езды всего пять часов.
Обратно из города пароход отвалил в сумерки и пошел прямо по разливу.
Тихон Петрович сидел на палубе, хотя на воде было холодно. В ногах у него стояла кошелка с рассадой. В нижнем помещении, в общей каюте, было тепло, даже жарко, но Тихон Петрович туда не спускался,— берег рассаду. Она, как известно, от жары быстро вянет.
Пассажиров на палубе было немного. Ехали пильщики, закутанные женщины и совсем еще молоденькая девушка, лет двадцати, с девочкой. Пильщики крепко курили и слушали пожилого своего товарища в зипуне.
— Это что! — говорил он неторопливым хриплым голосом.— Вы над председателем нашим, Батенковым, погодили бы без разбору смеяться.
— А мы с разбором,— ответил молодой пильщик.
— Вот я те сейчас докажу про твой разбор! — сердито пообещал пожилой пильщик.— Над чем насмехаетесь! Что он, Батенков, пятерых зайцев снял со льдины во время ледохода? Так, что ли?
— Да мы не над тем смеемся, Захарыч,— несмело возразил молодой пильщик.
— Понимаю! — с угрозой в голосе проговорил пожилой.— Вам удивительно, что он тех зайцев не зажарил с лучком да не съел под водочку, а выпустил в соседнюю рощу. Бессмысленное, выходит по-вашему, деяние?
— Жалостлив-то больно Батенков,— сказал из темноты чей-то голос.
— Не-ет, брат! Тут никакая не жалость. Тут простой вывод.
— Ух ты! — сказал молодой пильщик.
— Вот те и ух! — ответил пожилой.— Это надо соображать. Есть в наших местах такая побаска. Упала в реку пчела, замочила крылышки. И приходит ей, той пчеле, полный конец. Крышка! Кругом красноперки шныряют. Вот пчела и взмолилась. «Спасите, говорит. Я вам за то отплачу».— «А на что ты нам сдалась! — отвечают красноперки.— Мы меду отродясь не едим». Вздохнула только пчела. «И то правда! — говорит.— Ничего не поделаешь». Видит, плывет через реку лягушка. «Спаси,— молит.— Я в долгу не останусь».— «А я,— говорит лягушка,— даже запаху медового слышать не могу». Тут пчела совсем загрустила. Однако видит, летит над рекой черный скворец. Она и его просит. «Ну что ж,— отвечает скворец.— Я тебя, пожалуй, вытащу. Потому ты медом человека питаешь, а он, человек, мне скворечни делает».
— И вытащил? — спросил молодой.
— Обязательно. Полезному зверю всегда надо вспоможение делать.
— Настюша,— тихо сказала маленькая девочка своей спутнице,— а я бы ее и так вытащила. Не за мед.
— Правильно, девочка,— тихо заметил Тихон Петрович.— Что ж это вы, сестрицы,— спросил он,— вдвоем по белому свету странствуете?
— Мы в Разговорово,— ответила девушка неуверенным голосом.
— К родным едете?
— Да нет,— ответила девушка.— Я учительницей назначена в Разговорово. Вот еду. с сестрой, с Машей. Мы с ней теперь вдвоем. Отец служит на Дальнем Востоке, а мама в сорок втором году в Ленинграде.
— Все ясно,— сказал Тихон Петрович.
Он вытащил из-под ног кошелку, зачем-то потрогал рассаду. Листочки были вялые, теплые, как ладони, но живые. «Выживут»,— подумал он, помолчал, потом обернулся к девушке и сказал:
— В Дом крестьянина вам идти незачем. Зря устанете. Помещение найти у нас в Разговорове не так бывает легко. А у меня домишко пока пустует. Одна комната будет вам, а другая — для практикантов. Летом ко мне студенты приезжают, я их садоводству учу.
— Нет, что вы! — слабо возразила девушка.
— Это вы бросьте,— сердито сказал Тихон Петрович,— разводить антимонии. У меня устроитесь. И живите хоть сто лет.
(656 сл.) (По К. Паустовскому)
Вопросы к тексту.
1. С чем в рассказе сравнивается первая весенняя капля смолы на бревне?
а) С янтарем;
б) с топазом;
в) с кошачьим глазом.
2. Что спрятал до следующей зимы Тихон Петрович?
а) Рукопись «Руководства»;
б) валенки;
в) сани.
3. На сколько километров разлилась река?
а) На девять;
б) на восемь;
в) на семь.
4. Чем тянуло от весенней воды?
а) Свежестью весны и водорослями;
б) свежестью нефти и снега;
в) холодной водой и льдом.
5. Зачем отправился Тихон Петрович в город?
а) За рассадой;
б) за продуктами;
в) за справочной литературой для садовода.
6. Почему Тихон Петрович остался на палубе в сумерки?
а) Ему нравилось наблюдать за ночным небом;
б) он смотрел на селения, расположенные по берегам реки;
в) он берег рассаду от жары каюты.
7. Кого слушали присутствующие на палубе?
а) Молоденькую девушку лет двадцати;
б) своего пожилого товарища в зипуне;
в) женщину, закутавшуюся в платок.
8. Что вызвало насмешки молодых в адрес председателя Батенкова?
а) Он снял со льдины зайцев и зажарил их;
б) он был больно жалостлив;
в) он был резок с людьми.
9. Какую побаску рассказал пожилой пассажир?
а) О пчеле, упавшей в воду реки;
б) о пчеле, тонувшей в озере;
в) о пчеле, попавшей в болото к лягушке.
10. Что двигало поступком скворца, спасшего пчелу?
а) Он просто пожалел пчелу;
б) он всегда всем помогал;
в) он выразил уважение к человеку, который делает скворечники.
11. Сколько лет было девочке, готовой спасти пчелу бескорыстно?
а) Семь;
б) пять;
в) шесть.
12. Что предложил Тихон Петрович молодой учительнице и Машеньке?
а) Поселиться у него в домишке;
б) показать местонахождение Дома крестьянина;
в) показать дома соседей, у которых сдаются комнаты.
Коментарі
Дописати коментар