Російська мова, 7 клас. 24.04.2020

Тема: Диалог. Пунктуационное оформление диалогов .
Урок по русскому языку : Составление текста диалога. Перспектива 4 ...
Урок русского языка в 1-ом классе по теме "Диалог"

Пунктуационное оформление диалога

Диалогом называется один из четырех возможных способов включения чужой речи в авторский текст. О первых трех способах передачи чужой речи мы говорили в предшествующей главе учебника.
Чужие предложения, записанные таким способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.
Доктор подошёл к мальчику и сказал:
– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?
– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.
(Чуковский)
В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.
Куда идешь?
– А так иду, куда ноги идут.
– Помоги, добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги.
(Гоголь)
Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью. Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя способами. Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.
Условные обозначения:
Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы;
р – реплика, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

1. Слова автора предшествуют реплике или прямой речи
А: 
– Р.
А:
– Р!
А:
– Р?
Чичиков обратился к нему с такими словами:– Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце. ( Гоголь)
Чичиков обратился к нему с такими словами: «Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце».

2. Прямая речь или реплика стоит перед словами автора
– Р, – а. 
– Р! – а.
 – Р? – а.
 Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления… (Гоголь)
«Вам нужно мертвых душ?» – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления…

3. Прямая речь или реплика разрываются словами автора
– Р, – а, – р.
– Р, – а. – Р.
 Да,  отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши,  несуществующих. (Гоголь)
«Да,  отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши,  несуществующих».
4. Слова автора разрываются репликой
А:
– Р, – а.
А:
– Р! – а.
А:
– Р? – а.
Он сказал:
– Здравствуйте! – и подошел к окну… (Драгунский)
Он сказал: «Здравствуйте!» – и подошел к окну.
Задание:
  • Перепишите диалоги и вместо квадратов, поставьте правильный знак препинания (тире, кавычки, двоеточие, запятая).


Упражнение № 1

    __Добрый вечер__ _казал на всякой случай Маленький принц.
    __Добрый вечер__ _тветила змея.
    __На какую это планету я попал?_
    __На Землю, _ _казала змея. _ В Африку_.
    __Вот как. А разве на Земле нет людей?_
    __Это пустыня. В пустынях никто не живёт. Но Земля большая_.
      (Антуан де Сент-Экзюпери)

Упражнение № 2

    _Артиста Воланда можно попросить? _ _ладко спросил Варенуха.
    _Они заняты, _ _тветила трубка дребезжащим голосом, _ а кто спрашивает?
    _Администратор Варьете Варенуха.

    _Мерси, _ _зумлённо ответил Варенуха, _ _ с кем я говорю?
    _Помощник, помощник его и переводчик Коровьев, _ _рещала трубка, _ _есь к вашим услугам, милейший Иван Савельевич! Распоряжайтесь мною как вам будет угодно.
(Булгаков)

Упражнение № 3

Я сказал_
    _Ну как?
    _Чудовищно! __охвалил Борис Сергеевич.
    _Хорошая песня, правда? _ _просил я.
    _Хорошая, _ _казал Борис Сергеевич и закрыл платком глаза.
    _Только жаль, что вы очень тихо играли, Борис Сергеевич, _ _казал я, _ _ожно бы ещё погромче.
    _Ладно, я учту, _ _казал Борис Сергеевич. _ _ ты не заметил, что я играл одно, а ты пел немножко по-другому?
    _Нет, _ _казал я, _ _ этого не заметил! Да это и неважно. Просто надо было погромче играть.
    _Ну что ж, _ _казал Борис Сергеевич, _ _аз ты ничего не заметил, поставим тебе пока тройку. За прилежание.

(Драгунский)

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Дистанційне навчання, 6 клас. Українська мова (07.04.2021)

Дистанційне навчання. Українська мова 5 клас (18.01.2021)

Дистанційне навчання 5 клас на 30.03 - 03.04