Дистанційне навчання, 8 клас. 09.04.2020
Українська мова
Тема: Відокремлені означення. Розділові знаки при відокремлених означеннях.
- продивіться відеоурок: https://www.youtube.com/watch?v=CU9KT8PYiOc
- після перегляду виконайте вправи з підручника: вправа 320, 324.
Українська література
Тема: Проблема знеосіблення людини в суспільстві, особистості й натовпу в оповіданні Володимира Дрозда " Білий кінь Шептало".
- продивіться відеоурок за посиланням: https://www.youtube.com/watch?v=7abpyLOyNwY&feature=youtu.be
- в підручниках читаємо зі с. 177 по 186.
- дати відповіді на запитання №11, 12 на с. 186 (письмово).
Російська мова
Тема: Прямая и косвенная речь в цитатах. Замена прямой речи косвенной.
Предложения с косвенной речью
Предложения с косвенной речью — это сложноподчинённое предложение с придаточной изъяснительной частью. В главной части содержатся слова автора, в придаточной — чужая речь.
Пример:
[Я спросил], (когда мы уезжаем).
[Ефремов сказал], (что ничем ему помочь больше не может).
[Света попросила], (чтобы я купил хлеба).
[Ефремов сказал], (что ничем ему помочь больше не может).
[Света попросила], (чтобы я купил хлеба).
Пример:
Павел сказал: «Я, конечно, рад за Ирину».
Павел сказал, что он рад за Ирину.
Павел сказал, что он рад за Ирину.
Придаточные части, передающие чужую речь, присоединяются к главным частям с помощью союзов что, будто, чтобы, ли или союзных слов когда, где, кто и др.
Союзы что, будто употребляются в том случае, если чужая речь представляет собой повествовательное предложение.
Пример:
«Он рассказывал, будто в лесу видел живого тигра».
Союз чтобы — если чужая речь представляет собой побудительное предложение.
Пример:
«Капитан приказал, чтобы отдали швартовы».
Союз или союзные слова что, кто, какой, где, когда и др. — если чужая речь представляет собой вопросительное предложение.
Пример:
«Мама спросила, не я ли открыла форточку».
Предмет чужой речи может быть выражен в простом предложении:
а) при помощи дополнений при глаголах со значением речи или мысли.
а) при помощи дополнений при глаголах со значением речи или мысли.
Пример:
«Ребята рассказали нам о своей поездке в горы».
б) при помощи вводных слов со значением источника информации.
Пример:
«По словам Олега, в Крыму уже зацвели магнолии».
Цитирование
Цитата — это дословная выдержка из какого-либо текста (устного или письменного), которую автор другого сочинения приводит для подтверждения или пояснения собственной мысли.
Цитата может представлять собой одно предложение (простое или сложное) или фрагмент текста, или словосочетания, или даже отдельные слова.
Цитаты заключают в кавычки.
Способы оформления цитат
1. Предложения с прямой речью.
2. Предложения с косвенной речью.
3. Предложение с вводными словами.
4. Отдельные слова и словосочетания.
Цитаты заключают в кавычки.
Способы оформления цитат
1. Предложения с прямой речью.
Пример:
А. П. Чехов писал: «Как непосредственен, как силён Гоголь!»
Пример:
В. Ключевский утверждал, что «характер — это власть над самим собой».
Пример:
по словам В.Г. Белинского, «литература есть сознание народа».
Пример:
в стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов называет Пушкина «невольником чести».
Если цитата включается в авторский текст как его составная часть (см. п. 2 , 3 , 4 ), то цитата заключается в кавычки, но пишется со строчной буквы.
Обрати внимание!
Цитаты из стихотворного текста в кавычки не заключаются, если сохранена стихотворная строка.
Хлёстова, персонаж из комедии Грибоедова, говорит о Загорецком:
Лгунишка он, картежник, вор...
Я от него было и двери на запор;
Да мастер услужить...
Хлёстова, персонаж из комедии Грибоедова, говорит о Загорецком:
Лгунишка он, картежник, вор...
Я от него было и двери на запор;
Да мастер услужить...
- просмотрев урок, выполните следующие упражнения:
- Упражнение 1.Прочитайте предложения. Какие способы передачи чужой речи в них используются?1) По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки. 2) «Завтра возможны осадки», — сообщили по радио. 3) По радио сообщили о возможных осадках. 4) Завтра, как сообщило радио, ожидаются осадки. 5) Завтра, по мнению моего соседа, возможны осадки.
Упражнение 2.Запишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию в предложениях с прямой речью.Как-то я спросил ребят на одной заставе, можно ли определить, сколько времени прошло с тех пор, как оставлены следы. И сразу кто-то из мальчишек засмеялся: здесь нужен самый точный пограничный прибор!
Какой спросил я.Собака! почти хором крикнули мальчишки. Ни один прибор не может так провести по следу, как собака! сказал мне и лейтенант Виталий Гуров. (В. Коржиков)Как можно расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, если их представить как диалог автора с ребятами?
Найдите в тексте предложения с косвенной речью.
Коментарі
Дописати коментар